Частная пивоварня – это миниатюрный цех по изготовлению и сбыту пенного напитка. Чтобы бизнес пошел, понадобится его официально зарегистрировать, четко продумать стратегию работы, найти сотрудников, создать эксклюзивную рецептуру и оценить конкурентность такой деятельности в конкретном регионе. С учетом этих факторов следует открывать производство. На рынке существует множество разновидностей такой деятельности. Каждая имеет свои особенности.
Содержание:
Какой вид пивоварен выбрать для бизнеса
Перед тем как запустить рабочий процесс, нужно определиться с типом предприятия. От этого будут зависеть предстоящие расходы, доходы и объемы производства. Такие предприятия разграничиваются по способу изготовления. Выделяются предприятия полного и укороченного цикла. Заводы по созданию хмельного напитка также различаются по масштабу на микро (поставляют до 500 литров пива в сутки), мини (до 15 000 л) и макро (свыше 30 000 литров). Отличаются пивоварни и по виду изготавливаемой на них продукции. Они бывают:
- домашними;
- экстрактными;
- крафтовыми;
- зерновыми.

В домашних из ячменя готовится солод. Затем получается сусло, добавляется хмель. Ингредиенты сбраживаются, образуется готовая продукция. В экстрактных напиток делается из солодового экстракта. В крафтовых выпускаются эксклюзивные сорта по авторской рецептуре. В зерновых изготовление происходит по методу all-grain: применяется гранулированный хмель и солодовая смесь. Каждый тип будет различаться по тратам и прибыльности. Чтобы учесть все риски, составляется бизнес-план пивоварни.
Затраты и окупаемость
Для запуска дела потребуется первоначальный капитал. Ведь предпринимателю придется потратиться на нотариальное заверение учредительной документации и госрегистрацию. На это уйдет в районе 30 000 рублей. Затем предстоит арендовать либо купить помещение, закупить технику, пройти проверки профильных инстанций, лицензировать продукцию. Все это будет стоить до 700 000 рублей. В итоге величина первоначальных вложений – минимум 1 000 000 рублей. В эту сумму входит:
- юридическое оформление производства;
- оплата за помещение;
- покупка техники (50 кег, заправочная машина);
- установка аппаратуры.
Помимо сведений о том, сколько стоит открыть мини пивоварню, следует учитывать также и ежемесячные траты. Потребуется регулярно закупать сырье и кеги. На это уйдет до 50 000 рублей. Нужно будет также каждый месяц выплачивать зарплату работникам, вносить платежи за помещение, транспортировку продукции, рекламные кампании. Все это в зависимости от масштабов производства, местоположения пивзавода и кадрового состава будет стоить около 300 000 рублей. По мнению предпринимателей, рентабельность дела достигает 40 процентов. Если производство пользуется спросом, число брака минимально, то в месяц можно получить до 600 000 рублей. Таким образом, затраты окупятся в период от полугода до двух лет.
Порядок открытия бизнеса
Для начала стоит составить бизнес-план пивоварни с расчетами. Это поможет определить, сколько конкретно денег понадобится на запуск производства. При планировании следует учитывать, в каком сегменте будет организована работа: микро, мини или макро. Затем нужно проанализировать рынок сбыта, выбрать партнеров. В зависимости от этого подбирается технология деятельности: полного или укороченного типа. После этого подготавливаются учредительные документы, оформляется юрлицо, компания ставится на учет в налоговую инспекцию и учреждения статистики.

Предстоит также юридически оформить производственное помещение, организовать проверку пожнадзора, санэпидстанции, энергонадзора. Затем закупается и монтируется оборудование. Следом получается лицензия на деятельность в Управлении по координации потребительного рынка и торговле, а также гигиенический сертификат в органе санитарно-эпидемиологического контроля.
Данный напиток относится к подакциозному товару. Поэтому облагается взносом в размере до 400 рублей за литр, как только деятельность официально зарегистрирована.
Регистрация
Перед тем как открыть свою пивоварню с нуля, ее понадобится официально оформить. Для этого регистрируется ООО, выбирается форма налогообложения, указываются коды ОКВЭД. Чтобы поставить завод на учет, нужно предоставить в уполномоченную госструктуру паспорта на технику, протоколы испытаний, ТУ и декларацию. В ряде случаев также потребуется поставить на аппаратуру счетчики (если планируется производить более 300 000 декалитров ежегодно).
Как только документация собрана, пишется заявление о закуске дела. Оно относится в региональное подразделение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. После этого в Центре по сертификации и декларированию запрашивается декларация. Ее подготавливает технолог после проверки оборудования и составления технологической инструкции. Затем руководителю нужно подключиться к ЕГАИС, поставить специализированные приборы, чтобы снизить риски поставки контрафакта. Для легального запуска работы необходимо также получить письменное одобрение от пожарной инспекции, Роспотребнадзора и СЭС. Когда разрешительные справки собраны, можно начинать работу.
Выбор помещения
Заводы допустимо размещать только в нежилых строениях. По законодательству его метраж должен быть 110 квадратных метров. Из этой площади 20 м2 выделяется на подсобку и комнату для сотрудников, 30 м2 – на место хранения готовых товаров, 60 м2 – на производственный цех. При этом все помещения под мини пивоварни для малого бизнеса должны быть отапливаемыми. В них следует провести вентиляцию, водоснабжение, электроэнергию и канализацию для работы спецтехники и хранения материалов.
Оборудование и сырье
Они разнятся в зависимости от объемов реализации продукта и его типа. В обязательном порядке понадобится приобрести солододробилку, бродильное отделение, теплообменник, холодильную машину, гидроциклон, фильтрационную установку, кеговую мойку, разливочный отсек, заторные, сусловарочные и водогрейные приборы. Однако вне зависимости от запланированного формата пива предпринимателю понадобится стандартное сырье:
- хмель (жатецкий, традиционный, истринский);
- дрожжи (прямо-перечные, сухие, верхового лили низового брожения);
- солод (светлый, жженый, шоколадный, карамельный, темный);
- несоложеные компоненты (кукурузная мука, обжаренный ячмень, рисовые либо ржаные хлопья).
Используемое сырье нужно учитывать при покупке оборудования. Так производительность солододробилки должна быть больше 300 килограмм в час. Состав бродильного отделения определяется, исходя из применяемого метода брожения: общее или раздельное дображивание. Электрическая техника ставится с учетом кого, какая амортизация предусмотрена (частичная либо полная). В расчет также берется численность сотрудников и их функционал.
Подбор персонала
В мини пивзаводы для малого бизнеса потребуется немного людей. Достаточно нанять технолога, пивоваров, электромеханика, уборщицу и водителя. Проводить все денежные расчеты может сам директор. Но если бюджет позволяет, штат укомплектовывается бухгалтером. Если планируется самостоятельный сбыт продукции, нужен будет экспедитор для транспортировки груза и менеджер для поиска партнеров. При открытии торговой точки нанимаются также продавцы, а для ее популяризации – pr-сотрудники.
Способы продвижения продукции
Выделяется два варианта: офлайн и олнайн. В первом случае спрос на продукцию увеличит эксклюзивное оформление бутылок, организация массовых мероприятий, проведение дегустаций. Во втором привлечь людей к продукту поможет созданный сайт, статьи о продукции на сторонних ресурсах похожей тематики и страницы в соцсетях, где пользователи смогут ознакомиться с ассортиментом, узнать характеристики каждого вида предлагаемого напитка и его стоимость.
Возможные трудности
Частная пивоварня как бизнес отличается долгим периодом вхождения. Работающие в этой сфере предприниматели говорят, что на получение разрешительной документации может уйти до полугода. В связи с этим запуск дела тормозится. В результате деятельность может начаться в «неприбыльный сезон». К примеру, планировалось открыть завод летом, когда спрос на подобную продукцию высок. Но из-за затянувшейся госрегистрации производство открылось только зимой, когда потребление такого напитка снижается. Существует также риск не угадать со вкусом: сложно предположить, какой конкретно вид пенной жидкости будет востребованным. Если проанализировать потребительские желания по определенному региону и выбрать самый популярный сорт, то есть вероятность не выдержать конкуренции в данном сегменте.
Варить пиво в коммерческих целях начали еще в 8 веке, когда начали продавать избытки напитка, сделанного для себя. В 11 веке производство приобрело массовый характер, возникли первые заводы. В 21 веке насчитаются тысячи заводов, изготавливающих различные виды такой продукции. Чтобы открыть свое дело подобной направленности, достаточно официально зарегистрировать свою деятельность, выбрать сорт пенной жидкости, приобрести специализированное оборудование, найти помещение и сотрудников. На изначальные траты уйдет до одного миллиона рублей. При грамотно составленном бизнес-плане и правильно выбранной стратегии такое дело будет приносить доход в районе 600 тысяч рублей ежемесячно.